Аннотация на русском языке: Проблема субклеточно-молекулярных основ интегративной деятельности головного мозга является одной из центральных проблем нейробиологии. Интенсивные исследования последних десятилетий выявили роль различных нейрохимических механизмов в процессах обучения и памяти. Наиболее существенную роль в этих процессах играют классические нейромедиаторные системы, нейропептиды и информационные макромолекулы – белки и нуклеиновые кислоты.
Роль каждого из этих классов нейрохимических субстратов и каждого из представителей вышеуказанных классов определяется собственными свойствами и механизмами действия соответствующих субстратов, а также их взаимодействием. В результате, любые формы и операции интегративной деятельности мозга обеспечиваются системой взаимодействующих нейрохимических механизмов.
The summary in English: The problem of subcellular molecular bases of integrative activity of the brain is one of the central problems of neurobiology. Intensive studies of recent decades have revealed the role of various neurochemical mechanisms in the processes of learning and memory. The most important role in these processes are played classical neurotransmitter systems, neuropeptides and information macromolecules - proteins and nucleic acids.
The role of each of these classes of neurochemical substrates and each of the representatives of the above-mentioned classes is determined by their own properties and mechanisms of the respective substrates, as well as by their interaction. As a result, any forms and operations of integrative brain activity are provided by a system of interacting neurochemical mechanisms.
Ключевые слова:
катехоламинергическая система, опиоидные рецепторы, биохимия памяти, нейропептиды, нуклеиновые кислоты, эндогенные опиоиды, рибонуклеаза, дезоксирибонуклеаза.
Key words:
catecholaminergic system, opioid receptors, memory biochemistry, neuropeptides, nucleic acids, endogenous opioids, ribonuclease, deoxyribonuclease.