Аннотация на русском языке: Обеспечение качества медицинских услуг выступает приоритетной задачей системы здравоохранения, как любого цивилизованного общества в целом. В последние десятилетия из масштаба национальной эта проблема закономерно приобретает глобальный характер. Это обусловлено тем, что здоровье является наивысшей человеческой ценностью для современного общества. В статье определены различные подходы к термину «Качество», как базовому понятию для формирования методологического подхода к определению понятия «Качество медицинской услуги». Комплексность и неоднозначность понятия «Качество» в современной науке является концептуальной и методологической проблемой, заметно усложняющей интерпретацию исследуемого понятия «Качество медицинской услуги». В сфере медицинской деятельности сформировалось два следующих ключевых методологических подхода к определению качества медицинских услуг: отраслевой и потребительский. При отраслевом подходе качество медицинских услуг определяется через соотнесение с заранее установленными требованиями. При потребительском подходе – через субъективную удовлетворенность конечного получателя медицинской услуги, то есть пациента. В Российской Федерации сочетаются оба подхода, но в последние годы акцент смещается на позицию потребителя. В статье проведено исследование специфических особенностей понятия «Медицинская услуга». Показаны основные методологические подходы к понятию «Качество медицинских услуг», с точки зрения соответствия качества медицинских услуг требованиям нормативно-технических документов и условиям договоров. На основе проведенного исследования определены такие подходы, как социально-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой. В статье предлагается применять вариативный методический инструментарий для разработки категории качества (как структуры, процесса, результата), с учетом общесистемного подхода. Это также подразумевает регламентацию многосторонней оценки качества медицинской услуги, которая должна детально осуществляться различными субъектами гражданских правоотношений. Вариативность методического инструментария не мешает в то же время вести параллельную разработку и развитие правовой регламентации каждого из указанных подходов в отношении объектов правоотношений в исследуемой сфере.
The summary in English: Ensuring the quality of medical services is a priority task of the health care system, as well as of any civilized society as a whole. In recent decades, this problem has naturally acquired a global character from the national scale. This is due to the fact that health is the highest human value for modern society. The article defines various approaches to the term «Quality» as a basic concept for the formation of a methodological approach to the definition of the concept of «Quality of medical services». The complexity and ambiguity of the concept of «Quality» in modern science is a conceptual and methodological problem that significantly complicates the interpretation of the concept of «Quality of medical services» under study. In the field of medical activity, the following two key methodological approaches to determining the quality of medical services have been formed: industry and consumer. In the industry approach, the quality of medical services is determined by reference to pre-established requirements. In the consumer approach-through the subjective satisfaction of the final recipient of the medical service, that is, the patient. In the Russian Federation, both approaches are combined, but in recent years the focus has shifted to the position of the consumer. The article studies the specific features of the concept of «Medical service». The main methodological approaches to the concept of «Quality of medical services» are shown, in terms of compliance of the quality of medical services with the requirements of regulatory and technical documents and the terms of contracts. On the basis of the conducted research, such approaches as social-legal, administrative-legal and civil-legal are defined. The article proposes to use a variety of methodological tools for the development of the quality category (as a structure, process, result), taking into account the system-wide approach. This also implies the regulation of a multilateral assessment of the quality of medical services, which should be carried out in detail by various subjects of civil legal relations. At the same time, the variability of the methodological tools does not prevent the parallel development and development of the legal regulation of each of these approaches in relation to the objects of legal relations in the area under study.
Ключевые слова:
сервис; качество медицинской услуги; методологические подходы; медицинские услуги.
Key words:
service; quality of medical services; methodological approaches; medical services.