ДРЕВНЕРУССКАЯ ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ – КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (НА ПРИМЕРЕ ПАСХАЛЬНОЙ СТИХИРЫ)
THE NEUMES OF THE OLD RUS’ ZNAMENNY NOTATION AND THEIR SEMIOTIC CHARATER
Авторы: Владышевская Татьяна Федосьевна
Степень (должность): Профессор, доктор искусствоведения
Место учебы/работы: МГУ им.Ломоносова
Аннотация на русском языке: В статье соединяются результаты исследований в нескольких областях современной науки – семиотики, музыкальной средневековой письменности, и церковно-славянского языка. Особой музыкальной письменностью в Древней Руси Х1 - ХVII в. записывали церковный знаменный роспев. Эта нотация называлась знаменной или крюковой нотацией. Знаменный роспев – являлся музыкальным языком Древней Руси. Знаки знаменной нотации в статье рассматриваются с позиции общей теории знаков, они распределяются по трем категориям: иконические, знаки-индексы и символы. Знаки знаменной нотации считались священными, их нельзя было удалить из певческого текста, это объясняет появление, начиная с ХV в., хомонийных, или раздельноречных певческих текстов, в которых исчезающие полугласные еры были заменены полногласными буквами о и е, с целью сохранения древних музыкальных знаков. В ХVII в. распространилось сакральное толкование знаков, указывающее на священную символику знаков древнерусской знаменной нотации.

The summary in English:
The article combines the results of research in several areas of modern science - semiotics, medieval musical writing, and the Church Slavonic language. A special musical writing in Ancient Rus X1 - XVII centuries. recorded church znamenny chant. This notation was called znamenny or hook notation. Znamenny chant was the musical language of Ancient Rus. The signs of the znamenny notation are considered in the article from the point of view of the general theory of signs, they are divided into those categories: iconic, index signs and symbols. Signs of the znamenny notation were considered sacred, they could not be removed from the singing text, this explains the appearance, starting from the 15th century, of homony, or divine singing texts, in which the disappearing semi-vowels were replaced by full- voiced letters o and e, in order to preserve ancient musical signs ... In the seventeenth century. the sacred interpretation of signs spread, indicating the sacred symbolism of the signs of the ancient Russian znamenny notation.

Ключевые слова: знаменный роспев, крюки, знамена, нотация, семиотика, знаки знаменной нотации.
Key words: znamenny chant, neumes, musical notation, semiotics, signs.

Следующей может быть Ваша статья!

Контактная информация
E-mail: info@synergy-journal.ru
Группа Вконтакте: vk.com/synergy_journal

© 2016 Электронный журнал "Синергия Наук".
Любое использование размещённых на сайте журнала статей и материалов возможно только с обязательной ссылкой на сайт журнала
«synergy-journal.ru» и автора статьи.
Made on
Tilda