Аннотация на русском языке: В статье рассматривается вопрос о необходимости подготовки резерва руководящих кадров для сферы образования. Описаны принципы, положенные в основу отбора резерва руководящих кадров. Для эффективной организации деятельности образовательного учреждения предложено формирование «ближнего», «среднего» и «дальнего» резерва. В статье представлены критерии отбора претендентов для формирования резерва, отражающие когнитивные, мотивационные, деятельно-творческие компетенции, личностно-деловые качества. Раскрыты цели и задачи подготовки резерва – менеджера образовательного учреждения. Разработана программа поэтапного формирования управленческих ум-ний и навыков стратегического проектирования, прогнозирования и моделирования протекающих в образовательном учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в ученическом и педагогическом коллективах. Представлена модель тематического плана курса «Менеджер образования», состоящий из пяти модулей и включающий в себя педагогические, психологические и управленческие темы. Содержание программы призвано способствовать формированию у будущих менеджеров образования профессиональных умений и навыков эффективной организации управленческой деятельности, активному решению задач, стоящих перед системой образования, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления.
The summary in English: The article is devoted to the necessity of training reserve of educators’ leadership. The principles underlying the selection of managerial personnel reserve are described. For the efficient organization of the educational institution suggested the formation of the “inner”, “average” and “distant” reserve. Criteria of reserve pretenders’ selection, reflecting cognitive, motivational, activity and creative competences, personal and professional qualities, are presented in the article. The goals and objectives of reserve training – manager of the educational institution – are disclosed. The authors are worked out the program for the gradual formation of management skills of strategic planning, forecasting and modeling educational processes, organization of effective interpersonal and professional communication in pupils and teaching groups. It is presented the thematic plan of the course “Education Manager”, which consists of five modules and includes educational, psychological and managerial topics. The program content is directed to provide formation of education manager’s professional skill of managerial activity effective organization, solving problems of education system, which are allocated in accordance with its purpose and place in the system of governance.
Ключевые слова:
резерв, резерв руководящих кадров, «ближний резерв», «средний резерв», «дальний резерв», менеджер образовательного учреждения, содержание программы, тематический план.
Key words:
Reserve, reserve for leadership training, “in-ner reserve”, “average reserve”, “distant reserve”, manager of the educational institutions, program content, thematic plan.