Аннотация на русском языке: В статье проведен обзор исследований, посвященных феноменам иллюзии движения собственного тела и киберрастройства, возникающих у пользователей систем виртуальной реальности. Обсуждается схожесть психофизиологических механизмов возникновения данных феноменов и «морской болезни», а также иных видах транспортного «укачивания». Рассматриваются теории, выдвинутые для объяснения возникновения этих феноменов: теория сенсорного конфликта, теория постуральной неустойчивости и токсиновая (эволюционная) теория. Анализируются факторы, предположительно способствующие возникновению киберрастройства и иллюзии движения собственного тела, в том числе технические характеристики систем виртуальной реальности, индивидуальные особенности пользователей таких систем, специфика выполняемых людьми задач, включая ситуации многозадачности: последняя часто связывается с современным этапом развития цифрового общества. Рассматриваются опросные методы, предложенные для измерения выраженности данных феноменов, а также методы их изучения, включающие регистрацию психофизиологических параметров. В качестве перспективного направления поиска одной из вероятных первопричин возникновения иллюзии движения собственного тела и киберрасстройства подробно обсуждается проблематика, связанная с психологическими механизмами интеграции мультисенсорной информации. В изучении данной проблематики заинтересованы специалисты по когнитивным наукам, анатомии и нейрофизиологии головного мозга, нейропсихологии, философии, киберпсихологии, информатике и компьютерной графике, медицинскому протезированию. Рассматриваются перспективные мероприятия и способы профилактики, направленные на снижение вероятности наступления киберрасстройства.
The summary in English: The article presents a review of studies on the phenomena of the illusion of movement of one’s own body and cyber-development, which arise among users of virtual reality systems. The similarity of the psycho-physiological mechanisms of the occurrence of these phenomena and "seasickness", as well as other types of transport "motion sickness" is discussed. Theories put forward to explain the emergence of these phenomena are considered: the theory of sensory conflict, the theory of postural instability and the toxin (evolutionary) theory. Factors that are supposedly contributing to the emergence of cyber-development and the illusion of movement of their own body are analyzed, including the technical characteristics of virtual reality systems, the individual characteristics of users of such systems, the specificity of tasks performed by people, including multitasking situations: the latter is often associated with the modern stage of digital society development. We consider the survey methods proposed to measure the severity of these phenomena, as well as methods for studying them, including the registration of psycho-physiological parameters. As a promising direction in the search for one of the probable root causes of the emergence of the illusion of movement of one’s own body and cyber-disorder, problems related to the psychological mechanisms of integration of multi-sensory information are discussed in detail. Experts in cognitive sciences, anatomy and neurophysiology of the brain, neuropsychology, philosophy, cyber psychology, computer science and computer graphics, medical prosthetics are interested in studying this problem. Considers promising activities and methods of prevention aimed at reducing the likelihood of the onset of cyber-disorder.
Ключевые слова:
виртуальная реальность, иммерсия, симуляторное расстройство, иллюзия движения собственного тела, укачивание, киберрасстройство, эффект присутствия, интеграция сенсорных сигналов.
Key words:
virtual reality, immersion, simulator disorder, illusion of movement of one's own body, motion sickness, cyber disinfection, effect of presence, integration of sensory signals.