Аннотация на русском языке: Статья посвящена поиску путей решения проблемы развития у школьников личностных универсальных учебных действий, направленных на формирование у них нравственно-этической ориентации, обеспечивающей понимание моральных норм, возможность нравственного выбора на основе социальных и личностных ценностей. Рассматривается суть психолого-педагогического взаимодействия при изучении повести Т.Ш.Крюковой «Костя + Ника». Раскрывается воспитательный потенциал произведения в контексте формирования нравственно-этической позиции школьников как аспекта их ценностно-смысловой ориентации на примере взаимоотношений обычных подростков со сверстниками-инвалидами. Делается вывод о необходимости внимания к таким детям, заботы о них, что позволит им осознавать себя полноценными членами общества и быть востребованными в нем.
The summary in English: The article is devoted to searching of ways of solution of the problem of schoolchildren’s personal universal study actions development aimed at formation of their moral and ethic orientation, providing moral norms understanding, possibility of moral choice on the basis of social and personal values. The abstract deals with the essence of the psychological and pedagogical interaction while studying the story “Kostya and Nika” by T.Sh. Kryukova. The author reveals the educational potential of the story in the context of development of schoolchildren’s moral and ethic position as the aspect of their value and semantic orientation on the example of ordinary teenagers’ relations with their peers-invalids. The authors make conclusion about the necessity of attention to such shildren, of taking care of them. It will let them realize themselves full members of society, and be demanded in it.
Ключевые слова:
психолого-педагогическое взаимодействие, нравственно-этическая позиция, ценностно-смысловая ориентация, сила любви, гражданская позиция, нравственная проблема, моральная поддержка.
Key words:
psychological and pedagogical interaction, moral and ethic position, value and semantic orientation, force of love, civil position, moral problem, moral support.