Аннотация на русском языке: При эксплуатации автомобиля под воздействием различных факторов моторное масло теряет свои первоначальные свойства, т.е. оно стареет. Окисление углеводородов масла, срабатывание присадок, накопление в масле продуктов неполного сгорания топлива, продуктов изнашивания деталей, воды, пыли - вот основные процессы, происходящие при старении масла. В условиях реальной эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) оценка состояния качества моторного масла приобретает важное научное и практическое значение, т.к. позволяет установить его предельную работоспособность и исключить необоснованную замену. В мировой практике наиболее распространена смена моторного масла через определенные пробеги автотранспортных средств (АТС) или наработки ДВС, которые регламентированы эксплуатационно-технической документацией. Однако, в 10 – 40% случаях моторное масло меняют в зависимости от технического состояния АТС еще пригодными к дальнейшей эксплуатации. В то же время из-за отказов в работе различных систем и узлов ДВС возможна потеря работоспособности моторного масла, а в результате этого происходит его замена задолго до истечения установленного срока. Значение оптимизации периодичности смены масла в настоящее время имеет большое значение. Если сроки замены масла завышены, то ухудшение эксплуатационных свойств моторного масла неминуемо приводит к возрастанию смолисто-коксовых отложений в высокотемпературной зоне двигателя, повышению его износа и, как следствие, расхода масла на угар. При необоснованном снижении сроков замены увеличивается расход масла из-за частой его замены. Оба случая приводят к увеличению статьи расходов на топливно-смазочные материалы и увеличению себестоимости перевозок.
The summary in English: At operation of the car under the influence of various factors engine oil loses the initial properties, i.e. it grows old. Oxidation of hydrocarbons of oil, operation of additives, accumulation in oil of products of incomplete combustion of fuel, products of wear of details, waters, dust - here the main processes happening when aging oil. In the conditions of real operation of the internal combustion engines (ICE) assessment of a condition of quality of engine oil gains important scientific and practical value since allows to establish his extreme working capacity and to exclude unreasonable replacement. Change of engine oil through certain run of vehicles (automatic telephone exchange) or an operating time of DVS which are regulated by operational technical documentation is most widespread in world practice. However, in 10 – 40% cases engine oil is changed depending on technical condition of automatic telephone exchange still suitable for further operation. At the same time because of failures of various systems and the DVS hubs loss of operability of engine oil is possible, and it is resulted by his replacement long before the expiration of an established period. The value of optimization of frequency of change of oil is of great importance now. If terms of replacement of oil are overestimated, then deterioration in operational properties of engine oil inevitably leads to increase of resinous and coke deposits in a high-temperature zone of the engine, to increase in its wear and, as a result, an oil consumption on waste. At unreasonable decrease in terms of replacement the oil consumption because of his frequent replacement increases. Both cases lead to increase in item of expenditure at fuel lubricants and increase in cost of transportations
Ключевые слова:
моторное масла, процесс старения, ресурс, фактическое состояние, расход моторного масла, эксплуатационные показатели, диэлектрическая проницаемость, электрическое сопротивление
Key words:
motor oils, aging process, resource, actual state, consumption of engine oil, operational indicators, dielectric permeability, electric resistance